Методические рекомендации «Изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта в дошкольном учреждении»

Современный период развития сферы образования характеризуется стандартизацией его качества. В связи с этим возникает потребность существенного обновления содержания образования, достижения нового качества на основе инновационных процессов и творчества по приоритетным направлениям педагогической практики. Следовательно, повышение требований к личностной и профессиональной компетентности педагогических работников, организующих образовательную деятельность в ДОУ.

Важнейшим ресурсом и источником развития системы дошкольного образования являются: — достижения современной педагогической и психологической науки; — передовой опыт образовательной деятельности.

Передовой педагогический опыт – это отвечающий современным требованиям, открывающий возможности постоянного совершенствования, нередко оригинальный по содержанию, логике, методам и приемам образец педагогической деятельности, который приносит лучшие по сравнению с массовой практикой результаты; высокое мастерство, итог личного, локального эксперимента педагога

Этапы работы с передовым педагогическим опытом

Выявление передового педагогического опыта, изучение, обобщение, распространение, внедрение передового педагогического опыта.

Любой передовой педагогический опыт должен быть источником решения какой-либо педагогической проблемы, например, связанной с недостаточным уровнем развития речи, мышления, памяти и других психических процессов у детей; осуществлением индивидуального и дифференцированного подхода. Именно такой опыт, в первую очередь подлежит диссеминации (от лат. disseminatio сеяние, распространение).

 Выявление педагогического опыта  предполагает:

а) оценку деятельности педагогов ДОУ с помощью диагностической программы наблюдения;

б) выявление воспитателей, получающих устойчивые положительные результаты;

 в) сбор информации о деятельности данных педагогов и выявление факторов, способствующих достижениям.

Критерии (признаки) передового педагогического опыта:

1. Актуальность опыта. Соответствие тенденциям общественного развития, социальному заказу (соответствие федеральным нормативно-правовым документам, региональной образовательной политике).

 2. Высокие количественные и главным образом устойчивые качественные показатели результатов образовательной деятельности. — высокая социальная адаптивность дошкольников; — образованность детей (полнота и прочность знаний, система знаний и мера их обобщенности, умение переносить знание в новую ситуацию, наличие соответствующих умений и навыков); — познавательная активность, любознательность, стремление к самостоятельности в приобретении знаний;

3. Оптимальность педагогического опыта — достижение наилучших результатов при наименьшей экономной затрате сил и времени педагогов и детей. Современные тенденции организации образовательного процесса: от идеи к результату

4. Новизна, которая прослеживается в педагогических идеях, приемах, средствах, методах педагогического взаимодействия по сравнению с общепринятыми в практике.

5. Стабильность, стойкость опыта, его продолжительное функционирование (сохранение заданного уровня результатов на протяжении достаточно длительного времени, при изменяющихся условиях). Даже значительные успехи педагога, которые существовали на протяжении короткого срока и во времени не повторялись, тяжело отнести к передовому опыту.

6. Репрезентативность — возможность повторения и творческого использования опыта одного педагога другими, расширение этого опыта до массового.

7. Перспективность опыта. Передовой опыт всегда имеет будущее, перспектива его развития должна быть очевидна.

 8. Научная обоснованность опыта.

Передовой опыт может быть или результатом творческих теоретических поисков педагога, или его находкой в процессе попыток и ошибок. Но в любом случае такой опыт всегда будет иметь научную основу. Одна из задач обобщения передового педагогического опыта и заключается в том, чтобы дать ему научное толкование.

При наличии вышеперечисленных признаков опыт следует причислять к передовому опыту.

Каждому этапу работы с педагогическим опытом соответствуют свои критерии. Изучение какого-либо конкретного опыта не может быть спонтанным.

В качестве опыта могут выступать:

педагогическая технология или ее элементы;

 авторские программы;

 система методических приемов;

 эффективные средства обучения (пособия, карточки, тренажеры);

 эффективная система оценки знаний и др. Чтобы выявить, изучить опыт педагога и, обобщив его, сделать полезным для других, нужно составить план изучения передового педагогического опыта.

Обобщение передового педагогического опыта в рамках профессионального сообщества – вид методической деятельности, предполагающий обоснованное, систематизированное описание содержания работы по определенной проблеме, показ наиболее устойчивых, характерных, повторяющихся приемов, подходов, форм организации работы, убедительно свидетельствующих о том, почему данные методы и приёмы являются оптимальными; научное осмысление опыта.

Существуют следующие основные формы обобщения опыта: открытые педагогические мероприятия, рассказ, описание (доклад).

При организации открытого показа педагогам предлагается просмотреть отдельные приёмы, формы организации детей, которые стали для данного воспитателя устоявшейся нормой, проверенным способом достижения высоких результатов. Данное мероприятие предполагает определенную подготовку, которая поможет интересно организовать обсуждение увиденного.

Одна из самых сложных форм обобщения материала – это описание собственного опыта работы. Описание (доклад) предполагает более глубокий аналитический уровень обобщения опыта, раскрывает систему работы, истоки опыта и пути его становления.

 Распространение передового педагогического опыта

После обобщения педагогом положительных результатов по одному из направлений профессиональной деятельности, ему следует помочь определить пути распространения собственного опыта

Распространение опыта должно последовательно осуществляться на различных уровнях: локальном (внутри ДОУ), муниципальном, республиканском (региональным), федеральном и т.д.

Формы распространения Передового педагогического опыта:

 выступление на педагогическом совете, может сопровождаться демонстрацией наглядного материала (детские работы, дидактические игры и т.п.);

 коллективный просмотр образовательной деятельности педагога;

 выступления на семинарах, круглых столах, курсах повышения квалификации;

 педагогические чтения;

 выпуск методического пособия;

 размещение информации на официальном сайте ДОУ;

 конкурсы профессионального мастерства;

публикации в СМИ;

  мастер-класс – одна из основных форм распространения опыта, предполагающая рассказ педагога о результатах своей профессиональной деятельности и показ на детях или моделирование на взрослых использования отдельных инновационных приёмов и способов организации детей;

 показ – моделирование различных подходов к решению одной и той же или сходных образовательных задач, демонстрируемых последовательно разными педагогами. Данная форма методической работы может быть организована как с детьми, так и со взрослыми, исполняющими роли детей.

  представление материалов в методическом кабинете. В качестве материала могут выступать конспекты цикла занятий по теме, перспективные планы работы, авторские дидактические игры и наглядные пособия.

  творческий отчёт, в процессе которого организуется:

Внедрение передового педагогического опыта                                                                      может быть организовано в каждой образовательной организации независимо от качественного состава кадров. В связи с этим старшему воспитателю необходимо периодически оформлять в методическом кабинете выставки имеющегося отечественного и зарубежного передового опыта работы, с аннотацией и рекомендациями по его внедрению.

 Такой опыт можно разместить под разными рубриками: «Передовой опыт – в практику», «Мастера воспитания», «Внимание! Интересный опыт».

Передовой педагогический опыт коллег помогает воспитателю изучить новые подходы к работе с детьми, выделить их из массовой практики. В то же время он пробуждает инициативу, творчество, способствует разработке собственного опыта, совершенствованию профессионального мастерства. Передовой опыт зарождается в массовой практике и является в какой-то степени ее итогом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Боронилова И.Г. Передовой педагогический опыт: учебное пособие. – Уфа: Восточный ун-т, 2008.

2. Голицина Н.С. Аттестация педагогов дошкольного образовательного учреждения. — М., 2006.

 3. Дубровская В.А. Управление процессом формирования и распространения инновационного педагогического опыта: методическое пособие. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2009. Современные тенденции организации образовательного процесса: от идеи к результату

4. Запятая О.В. Технология описания педагогического опыта // Методист. – 2007. – №7.

5. Игнатьева Г.А., Тулупова, О.В. Инновационный педагогический опыт: от уникальной идеи к передовой практике: пособие для работников образования, участвующих в инновационной деятельности. — Нижний Новгород: Нижегородский ин-т развития образования, 2009.

6. Кузибецкий А.Н. Передовой педагогический опыт и аттестация педагога. Методическое пособие. – Волгоград: Изд-во ВГАПК РО, 2010.

7. Пахомова Е.М. Проблемы выявления, изучения, обобщения и распространения педагогического опыта в работе учреждений методической службы//. Методист. – 2005. – № 2.

8. Сиденко А. Как стать автором педагогической разработки программы, доклада на педсовете // Сельская школа. – 2005.