Аналитическая справка по результатам МКДО ДОО

В марте  2021  года Комитет Правительства ЧР по дошкольному образованию  провел  экспертизу мониторинга качества дошкольного образования проводимого в соответствии с положением Комитет Правительства ЧР по дошкольному образованию   о мониторинге деятельности   дошкольных образовательных учреждений Чеченской Республики

Общее количество ДОУКоличество ДОУ, участвующих в мониторинге
44923 из них 8 проверено

8 дошкольных образовательных учреждений области (8 сельских детских садов): 

1.МБДОУ «Детский сад «Мотылек» с. Шаами-Юрт Ачхой-Мартановского муниципального района»

2. МБДОУ «Детский сад № 1 «Сказка» с. Шатой Шатойского муципального района»

3. МБДОУ «Детский сад № 3 «Машар» с. Ведено Веденского   муниципального района»

4. МБДОУ «Детский сад № 9 «Улыбка» с. Ведено Веденского   муниципального района»

5. МБДОУ «Детский сад № 3 «Радость» с. Цоци-Юрт Курчалоевского   муниципального района»

6. МБДОУ «Детский сад № 1 «Седарчий» с. Майртуп                Курчалоевского   муниципального района»

7. ГБДОУ «Детский сад № 2 «Дахар» ст. Червленная»

8. МБДОУ «Детский сад № 2 «Солнышко» с. Ножай-Юрт»                             

Целью системы оценки качества дошкольного  образованияявляетсяустановление соответствия качества дошкольного образования в ДОУ федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования.

Задачами системы оценки качества дошкольного образования являются:

   Определение объекта системы оценки качества дошкольного образования, установление параметров. Подбор, адаптация, разработка, систематизация нормативно-диагностических материалов, методов контроля.

    Сбор информации по различным аспектам образовательного процесса, обработка и анализ информации по различным аспектам образовательного процесса.

    Принятие решения об изменении образовательной деятельности, разработка и реализация индивидуальных маршрутов психолого-педагогического сопровождения детей.

    Изучение состояния развития и эффективности деятельности дошкольного учреждения принятие решений, прогнозирование развития;

    Расширение общественного участия в управлении образованием в дошкольном учреждении.

     Качество дошкольного образования определялось степенью соответствия:

 — актуальным нормативно-правовым требованиям в сфере дошкольного образования России;

— современным потребностям физических и юридических лиц, в интересах которых осуществляется образовательная деятельность.

— стратегическим задачам Российской Федерации в сфере общего образования;

— современным научным представлениям о детском развитии, эффективности обучения и воспитания дошкольников, современным трендам развития образования.

Мониторинг затрагивал  следующие  области  качества образования:

— обеспечение доступности дошкольного образования;

— содержание образовательной деятельности и организация образовательного процесса по образовательным программам дошкольного образования;

— кадровое обеспечение дошкольной образовательной организации;

— материально — техническое и информационное обеспечение ДОУ;

— состояние здоровья лиц, обучающихся по программам дошкольного образования;

— финансово-экономическая деятельность ДОУ;

— создание безопасных условий при организации образовательного процесса в ДОУ.

                Виды реализуемых образовательных программ в ДОУ

Наименование ДОУНазвание ОП ДОУ
МБДОУ «Детский сад «Мотылек» с. Шаами-Юрт Ачхой-Мартановского муниципального района»Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией  Н. Е. Вераксы,                                   Т. С. Комаровой,                                  М.А. Васильевой
МБДОУ «Детский сад №1 «Сказка» с. Шатой Шатойского муципального района»
МБДОУ «Детский сад №3 «Машар» с. Ведено Веденского   муниципального района»
МБДОУ «Детский сад №9 «Улыбка» с. Ведено Веденского   муниципального района»
МБДОУ «Детский сад №3 «Радость» с. Цоци-Юрт Курчалоевского   муниципального района»
МБДОУ «Детский сад №1 «Седарчий» с. Майртуп                Курчалоевского   муниципального района»
ГБДОУ «Детский сад № 2 «Дахар» ст. Червленная»
МБДОУ «Детский сад № 2 «Солнышко» с. Ножай-Юрт»                             

Примечание: в основном в представленных ДОУ реализуются программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы. Каждое ДОУ реализует дополнительные общеразвивающие программы по разным направлениям развития и коррекции.

Анализ представленных данных позволяет сделать вывод о том, что в ДОО разработаны и реализуются образовательные программы дошкольного образования, соответствующие требованиям ФГОС ДО.

В ООП ДО описаны способы реализации принципов в образовательной деятельности групп, педагогическая работа по изучению развития дошкольников по всем образовательным областям, выявлению их индивидуальных потребностей, интересов, а также потребностей родителей в образовании своих детей. Полный актуальный  текст ООП ДО размещен на сайтах ДОУ.

Проведённый анализ позволил произвести комплексную оценку качества дошкольного образования в регионе и зафиксировать базовый уровень в образовательных организациях. Образовательная деятельность в ДОУ выстраивается в соответствии с принципами ФГОС ДО, с учетом потребностей и возможностей, интересов и инициативы воспитанников ДОУ. В дошкольных организациях области создано образовательное пространство в соответствии с санитарногигиеническими нормами, обеспечена психологическая безопасность и эмоциональное благополучие. Управление и развитие в ДОУ области осуществляется на основе нормативных документов, регулирующих контроль качества услуг по присмотру и уходу детей.

С целью повышения компетентности родителей по вопросам воспитания и образования детей дошкольного возраста в регионе функционирует система консультационно-методической службы. Для детей, не посещающих дошкольные учреждения в ДОУ созданы консультативные пункты, изданы приказы об открытии, разработаны план и  график работы консультативного пункта.

В основном, на каждой группе работает воспитатель и помощник воспитателя. Педагогический состав дошкольных образовательных организаций входят: музыкальный руководитель, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, педагог- психолог. Вместе с тем, в сельских детских садах наблюдается дефицит узких специалистов по коррекции развития детей (педагог-психолог, учитель-логопед, дефектолог).

В области функционирует система повышения квалификации, что помогает всем педагогическим работникам своевременно повышать свой уровень квалификации через систему формального и неформального образования.

Воспитатели проходят курсы повышения квалификации (один раз в три года), в непрерывном режиме участвуют в областных семинарах по актуальным проблемам дошкольного образования.

Однако, требуют внимания следующие направления деятельности:

— проектирование образовательной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО, личностным развитием ребёнка;

-эффективное использование информационно-коммуникационных технологий для творческого и интеллектуального развития детей;

-обеспечение информационной открытости образовательного процесса в ДОУ;

-расширение образовательного пространства детского сада, сетевое взаимодействие с партнерами – организациями;

-расширение спектра дополнительных образовательных услуг, организация  форм сотрудничества с семьями воспитанников, включая семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями здоровья и др.

Выводы:

 С целью преодоления зон риска и решения проблемных точек результаты мониторинга качества дошкольного образования, несомненно, являются ориентиром в развитии всей системы дошкольного образования от отдельно взятой дошкольной образовательной организации до федерального уровня

Для повышения качества дошкольного образования в Чеченской Республике необходимо обратить внимание:

— развитие профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования;

— усиление работы по формированию у педагогов навыков организации деятельности, направленной на формирование коммуникативных способностей детей, организации сюжетно-ролевых, режиссерских и театрализованных игр с учетом их интересов и потребностей, развития эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, умения сопереживать;

  — внедрение передового опыта в практику работы дошкольных организаций;

— расширение деятельности дополнительных образовательных услуг в ДОУ;

— совершенствование работы по повышению комфортности условий предоставления услуг и доступности их получения, в том числе для граждан с ОВЗ и детей инвалидов.

В связи с этим, необходимо разработать методические рекомендации по организации образовательной среды; интеграции образовательных областей в образовательном процессе; форм, способов корректировки индивидуальной образовательной траектории; реализации преемственности в дошкольном и начальном образовании.

Необходимо продолжать просветительскую деятельность среди родителей через работу консультационно-методических пунктов, размещение информации на сайтах ДОУ.