В марте 2021 года Комитет Правительства ЧР по дошкольному образованию провел экспертизу мониторинга качества дошкольного образования проводимого в соответствии с положением Комитет Правительства ЧР по дошкольному образованию о мониторинге деятельности дошкольных образовательных учреждений Чеченской Республики
Общее количество ДОУ | Количество ДОУ, участвующих в мониторинге |
449 | 23 из них 8 проверено |
8 дошкольных образовательных учреждений области (8 сельских детских садов):
1.МБДОУ «Детский сад «Мотылек» с. Шаами-Юрт Ачхой-Мартановского муниципального района»
2. МБДОУ «Детский сад № 1 «Сказка» с. Шатой Шатойского муципального района»
3. МБДОУ «Детский сад № 3 «Машар» с. Ведено Веденского муниципального района»
4. МБДОУ «Детский сад № 9 «Улыбка» с. Ведено Веденского муниципального района»
5. МБДОУ «Детский сад № 3 «Радость» с. Цоци-Юрт Курчалоевского муниципального района»
6. МБДОУ «Детский сад № 1 «Седарчий» с. Майртуп Курчалоевского муниципального района»
7. ГБДОУ «Детский сад № 2 «Дахар» ст. Червленная»
8. МБДОУ «Детский сад № 2 «Солнышко» с. Ножай-Юрт»
Целью системы оценки качества дошкольного образованияявляетсяустановление соответствия качества дошкольного образования в ДОУ федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования.
Задачами системы оценки качества дошкольного образования являются:
Определение объекта системы оценки качества дошкольного образования, установление параметров. Подбор, адаптация, разработка, систематизация нормативно-диагностических материалов, методов контроля.
Сбор информации по различным аспектам образовательного процесса, обработка и анализ информации по различным аспектам образовательного процесса.
Принятие решения об изменении образовательной деятельности, разработка и реализация индивидуальных маршрутов психолого-педагогического сопровождения детей.
Изучение состояния развития и эффективности деятельности дошкольного учреждения принятие решений, прогнозирование развития;
Расширение общественного участия в управлении образованием в дошкольном учреждении.
Качество дошкольного образования определялось степенью соответствия:
— актуальным нормативно-правовым требованиям в сфере дошкольного образования России;
— современным потребностям физических и юридических лиц, в интересах которых осуществляется образовательная деятельность.
— стратегическим задачам Российской Федерации в сфере общего образования;
— современным научным представлениям о детском развитии, эффективности обучения и воспитания дошкольников, современным трендам развития образования.
Мониторинг затрагивал следующие области качества образования:
— обеспечение доступности дошкольного образования;
— содержание образовательной деятельности и организация образовательного процесса по образовательным программам дошкольного образования;
— кадровое обеспечение дошкольной образовательной организации;
— материально — техническое и информационное обеспечение ДОУ;
— состояние здоровья лиц, обучающихся по программам дошкольного образования;
— финансово-экономическая деятельность ДОУ;
— создание безопасных условий при организации образовательного процесса в ДОУ.
Виды реализуемых образовательных программ в ДОУ
Наименование ДОУ | Название ОП ДОУ |
МБДОУ «Детский сад «Мотылек» с. Шаами-Юрт Ачхой-Мартановского муниципального района» | Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой |
МБДОУ «Детский сад №1 «Сказка» с. Шатой Шатойского муципального района» | |
МБДОУ «Детский сад №3 «Машар» с. Ведено Веденского муниципального района» | |
МБДОУ «Детский сад №9 «Улыбка» с. Ведено Веденского муниципального района» | |
МБДОУ «Детский сад №3 «Радость» с. Цоци-Юрт Курчалоевского муниципального района» | |
МБДОУ «Детский сад №1 «Седарчий» с. Майртуп Курчалоевского муниципального района» | |
ГБДОУ «Детский сад № 2 «Дахар» ст. Червленная» | |
МБДОУ «Детский сад № 2 «Солнышко» с. Ножай-Юрт» |
Примечание: в основном в представленных ДОУ реализуются программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы. Каждое ДОУ реализует дополнительные общеразвивающие программы по разным направлениям развития и коррекции.
Анализ представленных данных позволяет сделать вывод о том, что в ДОО разработаны и реализуются образовательные программы дошкольного образования, соответствующие требованиям ФГОС ДО.
В ООП ДО описаны способы реализации принципов в образовательной деятельности групп, педагогическая работа по изучению развития дошкольников по всем образовательным областям, выявлению их индивидуальных потребностей, интересов, а также потребностей родителей в образовании своих детей. Полный актуальный текст ООП ДО размещен на сайтах ДОУ.
Проведённый анализ позволил произвести комплексную оценку качества дошкольного образования в регионе и зафиксировать базовый уровень в образовательных организациях. Образовательная деятельность в ДОУ выстраивается в соответствии с принципами ФГОС ДО, с учетом потребностей и возможностей, интересов и инициативы воспитанников ДОУ. В дошкольных организациях области создано образовательное пространство в соответствии с санитарногигиеническими нормами, обеспечена психологическая безопасность и эмоциональное благополучие. Управление и развитие в ДОУ области осуществляется на основе нормативных документов, регулирующих контроль качества услуг по присмотру и уходу детей.
С целью повышения компетентности родителей по вопросам воспитания и образования детей дошкольного возраста в регионе функционирует система консультационно-методической службы. Для детей, не посещающих дошкольные учреждения в ДОУ созданы консультативные пункты, изданы приказы об открытии, разработаны план и график работы консультативного пункта.
В основном, на каждой группе работает воспитатель и помощник воспитателя. Педагогический состав дошкольных образовательных организаций входят: музыкальный руководитель, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, педагог- психолог. Вместе с тем, в сельских детских садах наблюдается дефицит узких специалистов по коррекции развития детей (педагог-психолог, учитель-логопед, дефектолог).
В области функционирует система повышения квалификации, что помогает всем педагогическим работникам своевременно повышать свой уровень квалификации через систему формального и неформального образования.
Воспитатели проходят курсы повышения квалификации (один раз в три года), в непрерывном режиме участвуют в областных семинарах по актуальным проблемам дошкольного образования.
Однако, требуют внимания следующие направления деятельности:
— проектирование образовательной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО, личностным развитием ребёнка;
-эффективное использование информационно-коммуникационных технологий для творческого и интеллектуального развития детей;
-обеспечение информационной открытости образовательного процесса в ДОУ;
-расширение образовательного пространства детского сада, сетевое взаимодействие с партнерами – организациями;
-расширение спектра дополнительных образовательных услуг, организация форм сотрудничества с семьями воспитанников, включая семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями здоровья и др.
Выводы:
С целью преодоления зон риска и решения проблемных точек результаты мониторинга качества дошкольного образования, несомненно, являются ориентиром в развитии всей системы дошкольного образования от отдельно взятой дошкольной образовательной организации до федерального уровня
Для повышения качества дошкольного образования в Чеченской Республике необходимо обратить внимание:
— развитие профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования;
— усиление работы по формированию у педагогов навыков организации деятельности, направленной на формирование коммуникативных способностей детей, организации сюжетно-ролевых, режиссерских и театрализованных игр с учетом их интересов и потребностей, развития эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, умения сопереживать;
— внедрение передового опыта в практику работы дошкольных организаций;
— расширение деятельности дополнительных образовательных услуг в ДОУ;
— совершенствование работы по повышению комфортности условий предоставления услуг и доступности их получения, в том числе для граждан с ОВЗ и детей инвалидов.
В связи с этим, необходимо разработать методические рекомендации по организации образовательной среды; интеграции образовательных областей в образовательном процессе; форм, способов корректировки индивидуальной образовательной траектории; реализации преемственности в дошкольном и начальном образовании.
Необходимо продолжать просветительскую деятельность среди родителей через работу консультационно-методических пунктов, размещение информации на сайтах ДОУ.