Интеграция образовательных областей в образовательном процессе
дошкольной образовательной организации
(методические рекомендации)
Реализация принципа интеграции в образовательном процессе ДОО
Интеграция образовательного содержания и задач развития ребенка помогает педагогу максимально эффективно достигать прогнозируемых образовательных результатов и видеть целостность образовательного процесса. Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.
Интеграция (лат. integratio- восстановление, восполнение)- это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных видов деятельности содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса.
Ключевые моменты интеграции образовательного содержания:
Во-первых, имеются ранее в чем-то разобщенные элементы (специфические образовательные задачи из разных образовательных областей).
Во-вторых, есть объективные предпосылки для их объединения (общая тема, интерес, внезапно возникшая ситуация, проблема и т.д.).
В–третьих, образовательные задачи объединяются не суммативно и рядоположенно, а посредством синтеза (взаимопроникают через разную деятельность).
В–четвертых, результатом такого объединения является система понятий, обладающая свойствами целостности (например, совместная организованная деятельность с детьми, проживание ребенком в течение дня определенной тематической, личной ситуации и т.д.).
Важные условия интеграции:
-реализация идеи самоценности дошкольного детства в дошкольном учреждении и семье;
— ориентация на потребности, интересы ребенка;
— организация жизни ребенка с позиции всестороннего личностного развития;
— развитие самостоятельной игры как ведущей деятельности в дошкольном возрасте;
— корректировка педагогических позиций педагогов и родителей.
Эффекты влияние интегративного содержания на развитие ребенка:
— происходит освоение более сложных действий и более глубокого личного участия;
— в процессе выполнения действий обнаруживается смена объекта познания (сначала просто объект, а потом общее и различное в подобранной информации, и наконец, ее переработка);
— любые знания преобразуются мышлением, и в этом смысле являются средством его развития.
В основе интеграции образовательного процесса лежит установление системных связей между образовательными задачами разных образовательных областей, различных видов детской деятельности через их дополнение и взаимное обогащение.
Решение педагогом образовательных задач разными способами и содержанием из разных видов деятельности приводит:
— к развитию познавательных, художественных и коммуникативных способностей, на которых в дальнейшем строится система научных понятий, формируется мировоззрение;
— полноценному и своевременному развитию специфических дошкольных видов деятельности, которые позволяют учитывать особенности возраста, в них осваивается познавательное содержание, формируются новые физиологические и психологические функции;
— нахождению ребенком индивидуального стиля общения со взрослыми и сверстниками, преодолению затруднений, возникающих в процессе общения, стимулированию личностного роста, повышению уверенности в собственных силах и формированию положительного отношения к социальному миру.
Вариативные подходы к моделированию
образовательного процесса
Образовательный процесс — основной объект целенаправленного взаимодействия педагога и воспитанников по их обучению, воспитанию и развитию посредством организованных процессов (познавательного, воспитательного, самообразования), обеспечивающее развитие ребенка.
Педагогическое взаимодействие выступает в дошкольном образовании центральным звеном в организации образовательного процесса:
• целеполагание в образовании направлено на формулировку конкретных и достижимых целей;
• содержание образования требует конструирования особых отношений взаимодействующих субъектов и соответствующих технологий их обеспечения по поводу усвоения социокультурного опыта как модели культуры человека;
• результаты образования напрямую связаны с достижениями детства и должны проектировать становление личности растущего человека в логике развития ребенка.
Важнейшей составляющей оптимальной модели образовательного процесса является совместная деятельность взрослого и ребенка. Поэтому мотивы обучения, воспитания и развития, осуществляемые через организацию детских видов деятельности, связаны в первую очередь с интересами детей к этим видам деятельности. Активность детей в совместной деятельности «удерживает» детский интерес, а также авторитет взрослого. Уважая ребенка, его состояние, настроение, предпочтения и интересы, взрослый обязан предоставить ему возможность выбора – участвовать или не участвовать вместе с другими детьми в совместном деле, но при этом вправе потребовать такого же уважения и к участникам этого совместного дела. Актуальным становится свободный «вход» и «выход» детей, открытый временной конец деятельности.
Содержание образовательной работы с детьми не программируется, остается открытым. Оно может быть любым, идущим от реальных интересов детей, от возможностей педагогов, особенностей социального окружения, национальной культуры, традиций группы, детского сада.
Образовательный процесс не должен сводиться только к непосредственно образовательной деятельности. Он растянут в режиме всего дня. Именно поэтому «Режим дня» является главным документом, в котором отражается многообразие форм взаимодействия взрослых с детьми, реализация разных способов деятельности, «проживание» детьми разнообразных тем в разных видах детской деятельности, а также самостоятельная деятельность воспитанников. Режим дня в дошкольной группе должен быть вариативным, учитывать все возможные ситуации: неблагоприятные погодные условия, отсутствие достаточного количества персонала, карантины и периоды повышенной заболеваемости, индивидуальное посещение ребенком детского сада. Такой режим принято называть гибким, т.к. он разрабатывается на основе системы быстрого реагирования на внезапно изменившуюся ситуацию.
Чтобы уйти от жесткой регламентации жизни дошкольников педагогу необходимо руководствоваться при организации образовательного процесса следующими принципами:
• Доверие к ребенку, его возможностям, его индивидуальности.
• Понимание единства психического и физического развития ребенка, обеспечение достаточного объема двигательной активности.
• Целостный взгляд на жизнь ребенка, основанный на признании достоинств семьи и детского сада.
• Приоритет свободной игры как наиболее органичной для дошкольника деятельности.
• Открытость пространств и – как следствие – широкие возможности для выбора.
• Разновозрастность, как пространство социализации и приобретения опыта разных позиций.
• Ценность детского сообщества как пространства приобретения опыта выстраивания отношений с другими, обретения своих границ при столкновении с границами другого.
В условиях гибкой режимной организации педагог решает запланированные образовательные задачи через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, их интересов, возможностей освоения общеобразовательной программы дошкольного образования.
Такой подход к организации образовательного процесса требует от педагога гибкости и широкой эрудиции, творчества и способности комбинировать разнообразное образовательное содержание и виды детской деятельности, осуществления субъект-субъектного взаимодействия на основе разнообразных форм организации детей.
В процессе взаимодействия актуальными по форме организации детей и реализации индивидуального подхода в образовательном процессе продолжают оставаться такие традиционные формы, как наблюдение, экскурсии, беседы, проведение опытов, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, дидактические игры.
При этом в условиях интеграции образовательного процесса, взаимодополнения разных видов деятельности и освоения ребенком универсальных способов деятельности актуальными являются и другие образовательные ситуации разного характера:
— условные и реальные, игровые и практические, проблемно-эвристические;
— ситуации выбора, длительные многочастные ситуации (дети участвуют несколько дней);
— доверительные разговоры, обсуждение с детьми волнующих их тем;
— творческая мастерская, игра-фантазирование на целый день;
— ситуационные задачи с детьми;
— театрализованные этюды и игры-забавы;
— путешествия в …
— день волшебных превращений (задействованы все режимные моменты в соответствии с выбранным тематическим замыслом и принятыми ролями):
— день лесных обитателей и другие.
Таким образом, общая игровая, интересная, совместная деятельность, помогает педагогу решать разными способами многие важные образовательные задачи, а ребенку обеспечивает развитие индивидуального своеобразия личности.
Планирование
интеграции содержания образовательной деятельности
Разные виды деятельности при планировании могут стать инициирующим началом интеграции, средством решения педагогом запланированных образовательных задач. Поэтому период планирования не должен ограничиваться одним днем и по своему характеру должен быть последовательным, а действия педагога по реализации планов направлены на приведение образовательного процесса в соответствие с возрастными закономерностями развития ребенка. Важно сделать процесс образования дошкольников «живым», интересным, насыщенным, личностно значимым для ребенка, наполнить его содержанием и теми способами открытия мира, которые характерны для дошкольника: сенсорные способы познания, игровые способы, многочисленные вопросы к взрослым, инициативное экспериментирование, органично включающее возникающий у ребенка вопрос, поиск ответа и собственную гипотезу, практическая ее проверка, творческое воображение и т.д.