Мониторинг качества дошкольного образования

Приложение 1 к   выписке из протокола №1 заседания рабочей группы мониторинга качества дошкольного образования от 10.08.2021г. 

Анализ качества основной образовательной программы дошкольного образования Чеченской Республики за 2021 год

Качество основных образовательных программ дошкольного образования

В дошкольных образовательных организация Чеченской Республики созданы условия для реализации основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (ФГОС ДО). Для нормативно-правового обеспечения реализации ООП ДО имеется документация, соответствующая требованиям действующего законодательства, иных нормативно-правовых актов (Устав, локальные акты, лицензия на право осуществления образовательной деятельности, документы, обеспечивающие процесс управления реализацией ООП ДО и др.).

Содержание Основной образовательной программы выстроено в соответствии с научными принципами и подходами, обозначенными ФГОС ДО: развивающего обучения, научной обоснованности и практической применимости, полноты и достаточности, интеграции образовательных областей, комплексно-тематического подхода. Объем обязательной части ООП ДО и части, формируемой участниками образовательного процесса, соответствует требованиям к объему и содержанию, отражает специфику условий осуществления образовательного процесса, а также включает время, отведенное на взаимодействие с семьями детей по реализации Основной образовательной программы дошкольного образования. Программа реализуется в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; построение образовательного процесса происходит на адекватных возрасту формах работы с детьми (ведущая – игра). Наряду с НОД педагоги решают задачи развития (воспитания и обучения) в ходе совместной с детьми игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной деятельности, в ходе режимных моментов; во время самостоятельной деятельности детей; во взаимодействии с семьями воспитанников.

В образовательную программу ежегодно вносятся необходимые коррективы. Одним из важнейших показателей педагогического процесса в коллективах ДОО считается уровень готовности детей к обучению в школе. Диагностика психологической готовности к школьному обучению в мае 2021 г., с согласия родителей. По результатам диагностики были получены следующие данные: всего в школу пошли 15709 детей, из них у 94 % сформированы предпосылки к учебной деятельности.

Анализ психолого–педагогических условий реализации ООП ДО. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования особое внимание уделяется психолого- педагогическим условиям.

Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области. Повышению качества образовательной работы с детьми способствует рационально организованная в группах развивающая среда, создающая условия для совместной деятельности детей и педагогов и позволяющая варьировать способы и формы организации их жизнедеятельности. Эффект и поддержка положительного эмоционального фона создается за счет вариативного и рационального использования помещений — как групповых комнат, так и помещений ДОУ в целом. Посещение нерегламентированной деятельности и НОД педагогов показало, что все сотрудники, без исключения, создают и поддерживают доброжелательную атмосферу в группе, что способствует установлению доверительных отношений с детьми:

 -общаются с детьми дружелюбно, уважительно, вежливо, ласково;

-поддерживают доброжелательные отношения между детьми;

-голос взрослого не доминирует над голосами детей, в группе наблюдается естественный шум;

-взрослые не прибегают к негативным дисциплинарным методам, которые обижают, пугают или унижают детей;

-в индивидуальном общении с ребенком выбирают позицию «глаза на одном уровне»;

-учитывают потребность детей в поддержке взрослых;

-чутко реагируют на инициативу детей в общении, учитывают их возрастные и индивидуальные особенности;

-уделяют специальное внимание детям с особыми потребностями;

-при коррекции поведения детей чаще пользуются поощрением, поддержкой, чем порицанием и запрещением.

Анализ просмотренной ООД показал, что педагоги владеют методикой дошкольного образования и воспитания, приемами взаимодействия с детьми, прослеживается личностно-ориентированное взаимодействие с детьми. Последовательность видов деятельности, и само построение занятия, учитывает следующие моменты: возрастные особенности детей; основные задачи; физическую, умственную, эмоциональную нагрузки; характер предшествующей и последующей деятельности; условия проведения занятий. Много внимания уделяется формированию предпосылок учебной деятельности дошкольников, логического мышления, сообразительности. В процессе ОД наблюдался положительный эмоциональный фон, партнерские взаимоотношения детей и взрослых за счет использования игры, внесения новых заданий, использования мультимедийной системы, заданий повышенной трудности, писем и т. п. Педагоги постоянно изучают и используют в своей профессиональной деятельности современные образовательные технологии, включая информационные образовательные ресурсы, современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, занимаются самообразованием. Созданы условия для индивидуальных и коллективных игр и занятий, активности детей. Это позволяет детям организовывать разные игры и занятия в соответствии со своими интересами и замыслами, а также найти удобное, комфортное и безопасное место в зависимости от своего эмоционального состояния. При этом обеспечивается доступность ко всему содержанию развивающей среды, предоставляется детям возможность самостоятельно менять среду своих занятий и увлечений. Развивающая среда групповых помещений своевременно изменяется (обновляется) с учетом программы, темы недели, усложняющегося уровня умений детей и их половых различий. Педагоги стремятся к тому, чтобы материал каждой образовательной деятельности содержал что-то новое, был доступен и интересен детям. Для успешного усвоения программного содержания систематически предусматривают не только сообщение нового материала, но и повторение, закрепление, самостоятельное использование детьми полученных представлений. Педагоги в своей работе решают следующие задачи: учет в своей деятельности с детьми возможности развития каждого возраста; развитие индивидуальных особенностей ребенка; создание благоприятного для развития ребенка климата в детском саду; оказание своевременной педагогической помощи, как детям, таки их родителям; подготовка детей к школьному обучению. Формирование профессионального взаимодействия педагогов с детьми дошкольного возраста основывается на:

— субъектном отношение педагога к ребенку;

-индивидуальном подходе, -учете зоны ближайшего развития ребенка;

-мотивационном подходе;

 — доброжелательном отношении к ребенку.

Образовательный процесс включает как совместную деятельность взрослого с детьми, так свободную самостоятельную деятельность воспитанников. Ведущим видом деятельности детей является игра, поэтому мы выдвигаем определенные требования к педагогам по организации сюжетно-ролевой игры воспитанников в детском саду. Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в ДОУ осуществляется педагогом–психологом. Решению поставленных на 2020 –2021 учебный год задач и качественной реализации Программы ДОО способствовало проведение методических мероприятий по направлениям развития дошкольников образовательного учреждения; в методическом обеспечении образовательного процесса, во владении информационно-коммуникационными технологиями и умением применять их в образовательном процессе.

Выводы и предложения: Педагоги показали хороший уровень проведения мероприятий, качество и построение образовательной деятельности соответствует требованиям ФГОС ДО. Кадровый состав, уровень педагогической культуры и профессионального мастерства педагогов, организация методической работы, позволяют осуществлять эффективную работу по реализации ФГОС ДО. Основной целью системы психолого-педагогического обеспечения педагогического процесса в ДОО, выступает создание условий, направленных на полноценное психофизическое развитие детей и обеспечение их эмоционального благополучия. Формирование профессионального взаимодействия педагогов с детьми дошкольного возраста основывается на субъектном отношении педагога к ребенку, индивидуальном подходе, учете зоны ближайшего развития ребенка, мотивационном подходе, доброжелательном отношении к ребенку. По данным проведенного исследования можно определить наиболее предпочитаемые комплексные и парциальные программы, используемые дошкольными образовательными организациями для составления основной образовательной программы дошкольного образования. К числу наиболее востребованных комплексных программ, охватывающих пять образовательных областей и направленных на разностороннее развитие личности ребенка, можно отнести следующее: –

 «Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – данную программу использовали при составлении образовательной программы дошкольного образования  использовало 100% количество детских садов; В использовании парциальных программ (охватывающих одну из образовательных областей и направленных на целенаправленное развитие определенных способностей детей) наибольшей популярностью у дошкольных образовательных организаций пользовались такие программы, как: – «Юный эколог» (С.Н. Николаева) – при разработке основной образовательной программы дошкольного образования ее применяют дошкольных образовательных организаций (75%); – «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина) – данную программу в составлении основной образовательной программы дошкольного образования используют дошкольных образовательных организаций (51%); – «Цветные ладошки» (И.А. Лыкова) – программу используют в работе дошкольных образовательных организаций (46%); – «Музыкальные шедевры» (О.П. Радынова) – данную программу используют в работе дошкольная образовательная организация (29%); – «Наш дом – природа» (Н.А. Рыжова) – по данной программе работают дошкольных образовательных организаций (26%); – «Развитие речи» (О.С. Ушакова) – программу применяют в составлении основной образовательной программы дошкольного образования дошкольных образовательных организаций (25,5%); – «Ритмическая мозаика» – (А.И. Буренина) — данную программу используют в работе дошкольная образовательная организация (24%); – «Ладушки» – (И.М. Каплунова) – данную программу в составлении основной образовательной программы дошкольного образования используют дошкольных образовательных организаций (22%); – «Ступеньки» (Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова, Н.П. Холина) – по данной программе работают дошкольные образовательные организации (0,5%). Кроме вышеперечисленных парциальных программ участники исследования указывали и многие другие программы, однако количество детских садов, в которых они применяются, было незначительным. Также необходимо отметить, что 2 (14,2%) дошкольных образовательных организаций предоставили информацию об использовании в работе различных адаптированных образовательных программ, с привлечением которых разработана образовательная программа дошкольного образования. В ДОО округа большое внимание уделяется применению здоровьесберегающих технологий именно поэтому педагоги используют программы «Навстречу друг другу» (авт. Попова М.Н.), «К здоровой семье через детский сад» (авт. коллектив под рук. Коваленко В.С.), «Здоровый дошкольник» (авт. Ю.Ф.Змановский). Активно используются в практике педагогов ДОО лего-технологии. Перспективным направлением в работе с детьми дошкольного возраста является использование технологии робототехники.

Вывод: предлагается в выборе приоритетного направления деятельности дошкольных образовательных организаций остановиться на 1-2 направлениях, в противном случае снижается степень качества их реализации;

-с целью подключения педагогов к инновационной и исследовательской деятельности, которая обеспечит рост их профессионального мастерства, рекомендуется создать творческие группы на базе дошкольных образовательных организаций;

-педагогам дошкольных образовательных организаций в реализации образовательных и обучающих технологий предлагается больше уделять внимания «технологиям будущего», в частности, технологиям коммуникативного и проблемного обучения.

Приложение № 2 к выписке из протокола № 1 заседания рабочей группы мониторинга качества дошкольного образования  от 10.08.2021г.

Материально-технические и информационные условия дошкольных образовательных организаций Чеченской Республики за 2021 год

Сеть дошкольных образовательных организаций  Чеченской Республики и площадь помещений, используемых непосредственно для нужд дошкольных образовательных организаций сохранена. Удельный вес организаций, здания которых находятся в аварийном состоянии, в общем числе дошкольных образовательных организаций (по всем видам собственности) в 2021 году в целом составляет 0%, что соответствует значениям 2020 года. Результаты внедрения ФГОС дошкольного образования направлены как на обеспечение эффективного и качественного дошкольного образования, так и на предъявление требований к условиям материально-технического оснащения организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования.

Материально-технические и информационные условия пребывания детей в дошкольных организациях способствуют реализации основных направлений деятельности, создают развивающую предметно-пространственную среду, содействуют полноценному развитию детей. Расходы бюджетов на дошкольное образование позволили достичь относительно высоких показателей по условиям реализации дошкольных образовательных программ. Однако износ и амортизация по техническим характеристикам обеспечения показателей водоснабжения, центрального отопления и канализации не позволили 7,1% ДОО иметь все виды благоустройства. Вместе с тем 92,9% организаций имеют все виды благоустройства (водопровод, центральное отопление, канализацию), в общем числе дошкольных образовательных организаций. Доля организаций, имеющих физкультурные залы, в общем числе организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, в 2021 году составила 97% (в 2020 году – 96%).

Выводы: Развитие дошкольного образования предполагает решение актуальной проблемы обеспечения доступности дошкольного образования, гарантирующей общедоступность и бесплатность дошкольного образования для семей, желающих устроить ребенка в детский сад. Ограничения в доступности ведут к усилению социального неравенства и социальной уязвимости различных групп населения. Чеченская Республика обеспечила 100-процентную доступность дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет в 2021 году. Для предотвращения рисков, связанных с демографическими последствиями снижения рождаемости в 2020 году, необходимо в первую очередь ориентировать деятельность сети организаций, в которых осуществляется образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования и (или) присмотр и уход за детьми раннего возраста, на первоочередные задачи государственного задания, которые зависят от планируемых результатов образовательной деятельности.

Приложение 3 к   выписке из протокола № 1 заседания рабочей группы мониторинга качества дошкольного образования от 10.08.2021г.

Анализ создания условий для качественного образования детей с ОВЗ и детей с инвалидностью за 2021 год

В дошкольных образовательных учреждениях Чеченской Республики планомерно создаются условия для обеспечения доступности дошкольного образования для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. В  проверенных ДОО (100%) созданы группы кратковременного пребывания, а также  работают в режиме 12- часового пребывания воспитанников, что составляет 100% от общего числа учреждений. Поддержка детей инвалидов и детей с ОВЗ на территории республики оказывается в группах общеразвивающей и комбинированной направленности. В 2021 г. общее число детей с ОВЗ и детей-инвалидов, получающих услуги дошкольного образования в дошкольных организациях округа составило 270 детей. В 95,1 % ответах руководителей подчеркнуто, что в ДОО реализуются индивидуальные образовательные маршруты для детей, требующих особого внимания педагога, в том числе для детей с ОВЗ и инвалидов 15,9 % ответов были отрицательными, следовательно, воспитанники лишены психолого-педагогической поддержки и помощи. В целях создания условий для качественного образования детей с ОВЗ и детей с инвалидностью реализуются мероприятия по созданию архитектурной доступности и приобретению для таких ребят специального оборудования. В дошкольных образовательных организациях Чеченской Республики проводятся мероприятия по созданию условий для получения качественного образования детей с ОВЗ и инвалидностью.

Выводы: Рекомендуется проводить в ДОО мониторинг численности детей дошкольного возраста, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, проживающих на территории Чеченской Республики;

-анализировать условия ДОО для оказания услуг по дошкольному образованию присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами;

-продолжить работу консультативных пунктов в образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования, по вопросам предоставления методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям) в форме семейного образования, в т.ч. для родителей (законных представителей) детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Приложение 4 к   выписке из протокола № 1 заседания рабочей группы мониторинга качества дошкольного образования от 10.08.2021г.

Анализ развивающей предметно — пространственной среды дошкольных образовательных организаций Чеченской Республики за 2021 год

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ определяет совокупность обязательных требований к дошкольному образованию – это Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный Приказом Минобрнауки от 17.10.2013г. №1155. Образовательная система ДОО выполняет жизненно важную функцию помощи и поддержки при вхождении детей в мир социального опыта. Заказ государства на сегодняшний день предполагает подготовку социализированных членов общества. Поэтому, в связи с введением ФГОС ДО, вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды является особо актуальным, т. к. она должна обеспечивать возможность педагогам дошкольной образовательной организации эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова). Анализ развивающей предметно — пространственной среды опирался на Приказ от 17 октября 2013г № 1155 «Об утверждении Федерального образовательного стандарта дошкольного образования»

Учитывались следующие требования:

  1. обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала пространства;
  2.  возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, возможность для уединения;
  3. насыщенность среды, в соответствии с возрастными возможностями детей и содержанию программы;
  4. трансформируемость пространства;
  5. полифункциональность материалов;
  6. вариативность среды;
  7. доступность среды;
  8. безопасность среды.

Учитывая эти требования и для обеспечения максимальной реализации образовательного пространства для развития детей дошкольного возраста, организация среды в нашем детском саду начинается с холлов детского сада. Оформлены уголки: «Заботливым родителям», «Защита прав и достоинства ребёнка» «Наша дружная семейка», «Уголок здоровья», «Информация для родителей», «Для, Вас родители», где родители получают консультации по воспитанию детей, информацию о деятельности детского сада, а также проводятся постоянные тематические выставки художественного творчества детей и родителей «Маленькие шедевры», «Город мастеров», «Твори, придумывай, пробуй». Музыкальная гостиная – среда эстетического развития, место постоянного общения ребёнка с музыкой. Яркость, красочность создают уют торжественной обстановки. Для развития детского творчества имеются детские музыкальные инструменты, дидактические игры. Наличие мультимедийного оборудования (ноутбука, телевизора, магнитофона) дает практически неограниченные возможности в плане интеграции образовательных областей. И значительно обогащает музыкальную деятельность ребенка и облегчает труд музыкального руководителя в соблюдении принципа комплексно-тематического планирования. Дает возможность разнообразить музыкально-дидактический материал, помогает ребенку значительно расширить общий кругозор, сформировать целостную картину мира.

Приоритетным направлением детских садов на протяжении более 20 лет является физкультурно-спортивное. Для его реализации оборудован физкультурный зал, спортивная площадка, физкультурные уголки в группах. Физкультурный зал оснащен современным спортивным оборудованием: лесенки – стремянки, дуги для подлезания, мячи различного размера, обручи, скакалки, ребристые коррекционные дорожки для хождения, сухие бассейны, скамьи разной высоты, пособия для общеразвивающих упражнений, тренажёры («Батут», «Велотренажёр», «Гребля»). На спортивной площадке имеются баскетбольные кольца, дуги для подлезания, площадка для прыжков в длину, беговая дорожка, мишени для метания в горизонтальную и вертикальную цель, лестница для лазания, ворота для игры в хоккей и футбол, сетка для волейбола. Для проведения образовательной деятельности на площадке есть выносной материал (клюшки, мячи, шайбы, гимнастические палки, кегли, скакалки, обручи, лыжи). В залах проходят занятия, тематические спортивные праздники, досуговые мероприятия, занятия дополнительного образования, театрализованные представления, родительские собрания и прочие мероприятия для родителей и детей. Тематическое убранство зала, связанное с содержанием событий, праздников создает у детей эстетические переживания, радостное настроение. Групповые комнаты большие, светлые, эстетически оформлены. Стены светлых оттенков, с рисунками собственной работы. Мебель в группах соответствует гигиеническим требованиям и ростовым показателям детей. Разнообразная форма столов позволяет группировать их в соответствии с видом деятельности. Столы удобны в использовании, с безопасными закруглёнными краями. Цветовая гамма мебели сочетается с интерьером группы. Раздевальные помещения оборудованы удобными шкафчиками, скамейками. Оформлены информационные стенды для взрослых, обеспечивающие доступность информации об организации деятельности детей в детском саду. Имеется место для выставок детских работ, вернисажей. Сменные выставки иллюстрируют жизнь дошкольников в семье, в детском саду; подчеркивают индивидуальность каждого воспитанника; вовлекают родителей в воспитательно-образовательный процесс.

В группах создана комфортная развивающая предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей. Развивающая среда имеет гибкое зонирование, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу, разными видами деятельности. Сферы самостоятельной детской активности внутри группы не пересекаются, достаточно места для свободы передвижения детей. Оборудование размещено по центрам (для речевого, математического, эстетического, физического, познавательного развития, где широко используется принцип интеграции образовательных областей. Они могут в зависимости от ситуации могут объединяться в один или несколько многофункциональных центров. Это позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Все игры и материалы в группе расположены таким образом, что каждый ребенок имеет свободный доступ к ним. Игровые зоны разделены по гендерному различию. В уголке мальчиков размещены строительные инструменты, детали военной формы, разнообразные технические игрушки, автомобили. Для девочек организованы уголки — парикмахерская, кухня, прачечная, где размещены предметы женской одежды, украшения, банты, сумочки и т. п. Для детей создан уголок ряжений с костюмами сказочных персонажей. В каждой группе в соответствии с возрастными потребностями организованы физкультурные уголки. Они служат удовлетворению потребности дошкольника в движении и приобщению его к здоровому образу жизни. Уголки размещены таким образом, чтобы способствовали проявлению двигательной активности детей и находились в свободном доступе, осуществляя принципы безопасности и доступности среды. Использование разнообразных физкультурных и спортивно-игровых пособий повышает интерес детей к выполнению различных движений, ведет к увеличению интенсивности двигательной активности, что благотворно влияет на физическое, умственное развитие и на состояние здоровья ребенка. Пособия, как покупное, так изготовлено руками воспитателей и родителей: коврики и дорожки для массажа стоп, ручные массажоры, мячики суджок и др. Хорошо освещенное место отведено уголку художественного творчества, где дети в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Они наполнены разнообразными пособиями и необходимым расходным материалом. Собран материал по народно – прикладному искусству. В старших группах уголок науки (природы) является не только украшением группы, но и местом для саморазвития детей. В данном уголке размещен материал для экспериментирования: весы, емкости с сыпучими, жидкими, твердыми веществами, мерные ложечки, сосуды для проведения опытов. В группах в достаточном количестве разнообразные дидактические и настольные игры. Для выполнения индивидуальных и подгрупповых упражнений используется фланелеграф, мольберт, магнитные доски.

Для развития творческих способностей в музыкально-театральных уголках представлены наборы детских музыкальных инструментов, различные виды театров: би-ба-бо, пальчиковый, настольный, теневой. В каждой группе имеется ширма для театрализации. Группы оснащены аудиотехникой, фонотекой, а в некоторых группах имеются телевизоры. Книжные уголки и уголки патриотизма содержат литературу и пособия в соответствии с возрастом детей. Каждый ребенок может самостоятельно выбрать книгу, альбом с картинками, иллюстрациями по своему желанию. Систематически организуются тематические выставки. Педагоги знакомят детей с символикой государства, с историей родного края, района, посёлка. Уголок оснащен глобусом, картой, флагами и гербами России, города.

 Для развития познавательной активности детей и стимуляции социальных интересов в книжных уголках размещены детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты, портреты писателей и поэтов, иллюстрации к произведениям.

В группах старших дошкольников оборудованы уголки с материалами способствующие подготовке к обучению грамоте и математикой: печатные буквы, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, атрибуты для игр в школу.

В группах младшего возраста созданы уголки сенсорного развития, которые способствуют развитию мелкой моторики, тактильных ощущений, слуховых анализаторов, зрительного восприятия, развитию психических процессов. Игровой материал способствует легче адаптироваться к образовательному учреждению. Для конструктивной деятельности в группах созданы строительные уголки. Они содержат мягкий модуль и строительный материал, который хранится на открытых полках и коробах. В шумном пространстве игровой комнаты обязательно есть островок тишины и спокойствия — уголок уединения, который располагает к созерцательному наблюдению, мечтам и тихим беседам. Хотя он отделен от других центров легкой шторкой, ширмой ребенок чувствует себя здесь спокойно и уютно. Этому способствуют комфортное кресло, коврик на полу, мягкие игрушки. Все педагоги используют творческий и авторский подход к наполнению и организации развивающей предметно-пространственной среды не только группы, детского сада, но и участков для прогулки на улице. На групповых прогулочных участках имеются разнообразные спортивно-игровые конструкции для игровой и двигательной активности детей, постройки малых форм, элементы тропы здоровья, созданные воспитателями и родителями. Организация среды на территории детского сада, обеспечивает экологическое образование детей. С этой целью на территории имеются огород, разбиты цветники, организована экологическая тропа и метеостанция. Развивающая предметно-пространственная среда в нашем детском саду открывает перед детьми множество возможностей, обеспечивает все составляющие образовательного процесса. Предоставляет возможность детям и педагогам вносить изменения, позволяющие, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.

Педагоги периодически меняют игровой материал, вносят новые предметы, стимулирующие исследовательскую, познавательную, игровую, двигательную активность детей. Таким образом, в ДОО создаются условия, соответствующие формированию новообразований, которые появляются у детей в разные годы дошкольного детства и сопровождаются сменой одного вида деятельности другим. Содержание развивающей предметно-пространственной среды соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется, постоянно обогащается с ориентацией на поддержание интереса детей, на обеспечение «зоны ближайшего развития», на неисчерпаемую информативность и индивидуальные возможности детей.

Вывод: Развивающая предметно-пространственная среда ДОО частично соответствует ФГОС ДО и ООП ДО ДОО. Осуществляется творческий (авторский) подход при её организации. Она соответствует возрастным возможностям детей. Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами. Всё это обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование, двигательную активность, эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением.

Развивающая предметно-пространственная среда соответствует следующим требованиям:

•Насыщенность развивающей предметно-пространственной среды стала основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка, является основным средством формирования личности ребенка, источником его знаний и социального опыта. В детском саду она представляет необходимые возможности для игровой, познавательной, творческой, исследовательской, двигательной активности детей, обеспечивать эмоциональное благополучие, возможность самовыражения.

•В соответствии принципу трансформируемости развивающая предметно-пространственная среда в нашем детском саду меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

•Принцип полифункциональности предметного мира реализуется в детском саду с помощью различного модульного оборудования. Использование мягких модулей, детской мебели наряду с конструкторами, мозаиками, физкультурным оборудованием, предметами и играми, которые не несут в себе определенной смысловой информации, способствует развитию воображения и знаково-символической функции дошкольников.

•Полифункциональность материалов – возможность разнообразного использования различных составляющих развивающей предметно-пространственной среды, например, детской мебели, мягких модулей, ширм и т. д. ;

•Вариативность среды – наличие различных пространств, а также разнообразный материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

•Вариативность среды обеспечивает наличие различных пространств (для игры, уединения, конструирования и пр., наличие материалов, оборудования, инвентаря, игр, игрушек для развития детских видов деятельности. Предметный мир, окружающий ребенка, периодически пополняется и обновляется, т. к. появление новых предметов стимулирует исследовательскую, познавательную, игровую, двигательную активность детей.

• Развивающая предметно-пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Для этого в детском саду обеспечена детям доступность всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность, а так же свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды детской деятельности.

• Безопасность развивающей предметно-пространственной среды – соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. Развивающая предметно-пространственная среда ДОО  Чеченской Республики соответствует ФГОС ДО и ООП ДОО. Осуществляется творческий (авторский) подход при её организации. Она соответствует возрастным возможностям детей. Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами. Всё это обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование, двигательную активность, эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением.

Приложение № 5 к выписке из протокола №1  заседания рабочей группы мониторинга качества дошкольного образования  от  10.08.2021г.

Аналитическая справка по результатам опроса родителей (законных представителей)

Удовлетворённость родителей качеством организации образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях Чеченской Республики. В 2020-2021 учебном году работе с семьёй уделялось достаточно внимания. Родители посещали групповые и общие консультации; открытые мероприятия и развлечения. Совместно с родителями были проведены: новогодние представления для детей; праздники ко Дню Защитника Отечества, праздники ко Дню 8 Марта; осенние и весенние развлечения, спортивные досуги, тематические выставки. Воспитатели ежемесячно обновляли групповые стенды с наглядной пропагандой для родителей. В течение года постоянно оформлялась выставка детских рисунков и поделок. Было проведено два общих родительских собрания (в начале и конце учебного года) и родительские собрания в группах. Не менее важным направлением в работе дошкольного учреждения было сотрудничество детского сада с семьёй по вопросам приобщения семей к здоровому образу жизни. На групповых родительских собраниях раскрывались вопросы физического развития и здоровья детей, особенно подробно закаливание детского организма. Воспитатели групп старшего дошкольного возраста подчёркивали важность развития самостоятельной двигательной деятельности детей в условиях детского сада и дома. Были даны рекомендации по организации по вопросам физического развития, ЗОЖ. Положительно то, что позиция родителей к процессу воспитания и обучения изменилась к лучшему. О чём свидетельствует их степень активности участия в жизнедеятельности ДОУ. Родители воспитанников с удовольствием откликались на все мероприятия ДОУ. С целью совершенствования сложившейся в ДОУ системы работы с семьей в годовой план 2020-2021 уч. года были включены мероприятия, направленные на решение проблем, выявленных в результате анализа работы с семьей в предыдущем учебном году:

— тематические родительские собрания (н-р, «Наши пальчики играли», «Создание условий для развития самостоятельности и инициативности детей дошкольного возраста», «Игра в жизни детей» и т.д.);

 — проведение в ДОУ Дней открытых дверей: просмотр открытых занятий;

 — конкурс совместных работ детей и родителей («Золотые руки матери», «Мастерская Деда Мороза», «Весеннее настроение», «Навстречу к звездам», «Наша армия самая сильная» «Памяти павших», «Остров детства» и т.д.);

— проведения праздников, спортивных досугов («Папа, мама, я – спортивная семья», «День матери: моя мама самая лучшая») — участие в экологических акциях «Живи ёлочка», «Покорми птиц зимой», «Чистое небо – залог чистого будущего» и др.

Проведены совместные мероприятия с родителями по благоустройству помещений и территории детского сада («Папин субботник», проекты группы) По итогам анкетирования родителей можно сделать вывод, что большинство родителей удовлетворяет деятельность детского сада. В опросе приняло участие 1113 человек, что составило 62,6% от возможного числа респондентов среди проверяемых детских садов. Такой процент указывает на то, что родители готовы на взаимодействие и сотрудничество и остаются не равнодушными к жизнедеятельности учреждения. Анкетирование проводилось по 4 параметрам оценки: оснащенность ДОО, квалифицированность педагогов, развитие ребенка в ДОО, взаимодействие с родителями. При анализе анкетирования выявлено следующее: в целом родители удовлетворены работой детского сада (86%). Педагогический коллектив обеспечивает достаточный уровень развития детей и выстраивает взаимоотношения с детьми на основе диалога, открытости и доверия. Полная информация о жизнедеятельности ребенка в детском саду доступна 92,4% родителей. 6,6% респондентов считают, что педагоги не всегда предоставляют консультационную и иную помощь родителям в вопросах воспитания ребенка. Небольшой процент родителей по не по определённым причинам не получают информацию о целях и задачах детского сада в области обучения и воспитания детей. Более 71,6% родителей считают, что в детском саду созданы условия для физического развития и укрепления здоровья ребёнка,27,3% — думают, что частично, 1,1% респондентов условия не устраивают. Администрации ДОУ и педагогическому коллективу следует продолжать работать над этой проблемой, так как укрепление здоровья детей одна из первостепенных задач ДОУ. Только 63,8 %считают, что детский сад оптимально оснащен техническим оборудованием: телевизорами, мультимедийными устройствами, музыкальными центрами, компьютерами, другой техникой. 90,5% отметили, что в успехах ребенка есть очевидные заслуги педагогов детского сада. Однако только 81,8% считают, что благодаря посещению детского сада ребенок приобрел соответствующие возрасту необходимые знания и умения. 83,2% родителей полностью согласны, что в детском саду достаточно книг, пособий, детских журналов, методических материалов для организации качественного педагогического процесса, 11,6% считают, что оснащён только частично, не знают -5,2%. Опираясь на данные, полученные в результате ответов родителей касаемо предоставления родителям возможности участия в управлении учреждением, внесения предложений, направленных на улучшение работы детского сада, мы получили следующие данные: 91,6% полностью согласны, 5,3% согласны, но частично, остальные не знают. Поскольку родители являются полноправными участниками образовательного процесса, их мнение учитывается при организации деятельности ДОУ. Необходимо в новом учебном году, продолжать работу с родителями (законными представителями) по информированию работы сайта ДОУ, организовать презентацию развивающих игр, пособий, наглядных материалов, детской художественной литературы, которая используется для организации качественного педагогического процесса. С целью обеспечения целостности образовательного процесса в ДОУ и семье педагогическому коллективу необходимо активно сотрудничать с семьями воспитанников, осуществлять изучение социального заказа семьи к ДОУ. Продолжать проводить ежегодные мониторинговые исследования «Мнение родителей (законных представителей) обучающихся о качестве образовательного процесса» со 100% опросом. Результаты мониторинговых исследований показывают, что по сравнению с прошлым учебным годом активность родительской общественности значительно повысилась. Современные родители не только предъявляют высокие требования к качеству образовательных и жизнеобеспечивающих услуг, но и стремятся сами участвовать в образовательном процессе ДОУ. Незначительный процент родителей остается с потребительским отношением к процессу образования, воспитания и развития их детей, с пассивным отношением к участию в мероприятиях и в управлении ДОУ. Одной из приоритетных задач коллектива ДОУ является поиск эффективных путей взаимодействия с родителями детей нового поколения, привлечение их к совместному процессу воспитания, образования, оздоровления, развития детей, используя наряду с живым общением, современные технологии: интернет — ресурсы, участие в разработке и реализации совместных педагогических проектов, участие в управлении ДОУ.

В целом можно отметить, что процент удовлетворенности деятельностью дошкольных образовательных учреждений Чеченской Республики, составляющий 95,9% опрошенных родителей, позволяет сделать следующие вывод: созданная система работы ДОУ позволяет удовлетворять потребность и запросы родителей на достаточном уровне. Необходимо выявить конкретные недостатки, наиболее полно изучить потребность родителей услышать их предложения по улучшению работы детского сада, и вынести их на дополнительное обсуждение. В дальнейшем вести работу по улучшению слабых сторон деятельности дошкольного учреждения.

Вывод: Совместная работа с родителями, укрепила сотрудничество детского сада и семьи, а также помогла добиться положительных результатов в развитии каждого ребёнка. Необходимо продолжать совершенствовать социальное партнёрство семьи и детского сада, используя разные современные формы работы для использования информационных письменных форм работы с родителями. Удовлетворенность качеством образовательной деятельностью со стороны получателей образовательных услуг в организации, реализующих программы дошкольного образования в Чеченской Республике за 2021 год составила 95,9%